— Как отвечать на трудные вопросы во время собеседования?

Последнее слово должно остаться за вами

На собеседовании о приеме на работу любой соискатель неизбежно
оказывается в незавидном и заведомо проигрышном положении "ответчика".
Что бы мы ни готовили и ни придумывали заранее, тон в разговоре задаем
не мы, а работодатель. А он, как правило, вовсе не собирается
выслушивать наш длинный монолог о собственных достоинствах. Как
грамотно ответить на трудные вопросы работодателя и взять ситуацию под контроль?    

Собеседование - это, конечно, не допрос, но и не романтическое
свидание. Пройти по лезвию ножа и не оступиться - этот навык приходит
с опытом.

Сегодня уже все знают, что к собеседованию о приеме на работу
необходимо серьезно готовиться. Можно заранее разработать стратегию
разговора, придумать красивые истории о собственных успехах и
попытаться набросать целый сценарий вероятной беседы. Все бы хорошо,
только вот беда – на собеседовании любой соискатель неизбежно
оказывается в незавидном и заведомо проигрышном положении «ответчика».
Что бы мы ни готовили и ни придумывали заранее, тон в разговоре задаем
не мы, а работодатель. А он, как правило, вовсе не собирается
выслушивать наш длинный монолог о собственных достоинствах. Значит,
надо быть готовыми к вопросам. И в особенности к трудным вопросам.
Неверный или иногда даже недостаточно уверенный ответ может быстро
свести наши шансы получения работы к нулю. В связи с этим перед
соискателем в ходе собеседования стоят две задачи. Одна из них
тактическая: как грамотно отвечать на трудные вопросы работодателя.
Другая стратегическая – попытаться хотя бы отчасти перехватить
инициативу в разговоре и взять ситуацию под контроль.

«Роль» и «послание»

Я догадываюсь, что многие читатели надеются увидеть в этой статье
полный перечень возможных трудных вопросов и беспроигрышных ответов на
них. Однако, строго говоря, все вопросы на интервью – трудные. Начиная
от безобидного «Какой у вас трудовой стаж?» и заканчивая зловещими
«Почему вы ушли с предыдущего места работы?», «Расскажите о вашей
самой большой неудаче» и «Кем вы видите себя через пять лет?». Все они
задаются не просто так.

Любой вопрос, по крайней мере, в теории, может использоваться для
получения какой-то скрытой информации о соискателе. Причем один и тот
же вопрос может «забрасываться» с разной целью. Так, если эйчар или
рекрутер выясняет причину вашего увольнения с предыдущего места
работы, он, возможно, и на самом деле пытается понять, что произошло.
Но, вероятно, как раз фактическая сторона дела ему уже и так известна,
следовательно, в ответе его интересует, например, ваша честность или
стрессоустойчивость.

Для работодателя важно не только то, что вы говорите, но и как Поэтому
составить какой-то универсальный список трудных вопросов и ответов на
них невозможно. Хотя бы в силу того, что часто для работодателя важно
не только то, что вы говорите, но и как. Тем не менее, можно
подготовиться к интервью таким образом, чтобы максимально защитить
себя даже от самых неожиданных вопросов. Для этого специалисты по
управлению персоналом советуют обратить внимание на два аспекта
коммуникации: «послание», которое вы хотите донести до работодателя, и
«роль», которую вы будете играть в ходе собеседования. «Послание»
представляет собой содержательную информацию, которая призвана
показать то, что именно вы должны получить эту работу. «Роль» – это
то, как вы ведете себя, некий целостный образ и совокупность
невербальных черт поведения, которую вы демонстрируете на переговорах.

Начнем с более простого – с «послания». Его можно сформулировать в
виде кратких тезисов и по мере возможности вставлять их в разговор.
Американский карьерный консультант Перри Капелл (Perri Capell)
рекомендует соискателям строить собеседование по формуле Q = A + 1.
“Q” в данном случае – это вопрос, “A” – непосредственный ответ, “1” –
ваше «послание», а “+” играет роль связки, переходного звена в
разговоре. Если вы будете просто отвечать на вопросы, не добавляя
собственное «послание», интервьюер сохранит полный контроль над
беседой, и у вас не будет возможности представить себя в выгодном
свете. Но если вы забудете о связке, ваши слова приобретут вид
вымученности и заученности. Поэтому важны все три элемента: ответ,
связка, «послание».
 
Столкнувшись с трудным вопросом, ответ на который вы не знаете или не
очень хотите раскрывать какие-то сведения, можно попытаться уточнить,
что именно желает узнать интервьюер. Станислав Маляров, тренер
компании «МЭЙНСТРИМ Консалтинг», рекомендует в этом случае
использовать классическую технологию продажи: выяснить при помощи
встречных вопросов потребность своего партнера по переговорам, а потом
предложить то, что есть в наличии. Даже если вы не можете прямо
ответить на вопрос, вы наверняка сумеете найти что-то из ваших знаний
или опыта, что ближе всего соответствует потребности интервьюера.
Такой путь, кстати, знаком многим как беспроигрышный вариант поведения
на экзаменах.

Теперь о «роли». Правильный выбор «роли» для успешного собеседования
даже более важен, чем «послание». Здесь Александр Соломатин, ведущий
бизнес-тренер компании «МЭЙНСТРИМ Консалтинг», рекомендует обращать
как можно больше внимания на невербальную коммуникацию. Соискателю,
как изначально более слабой стороне, важно показать, что данное место
работы для него является отнюдь не последним шансом. Тогда
психологически между кандидатом и работодателем установится некоторый
элемент равенства: я оцениваю вас точно так же, как вы оцениваете
меня.

Если уж вы выбрали какую-то «роль», то стоит быть особенно
внимательным не только к содержанию, но и к форме ваших ответов. В
бизнесе существует несколько ярких типов поведения. Все знают, что
способ речи и коммуникации аналитика отличается от аналогичных у
сейлза или общего менеджера. Вполне вероятно, что, задавая всякого
рода трудные вопросы, работодатель на самом деле интересуется не
столько содержанием вашего ответа, сколько тем, «в каком формате» вы
привыкли мыслить или общаться.

Изучите потребности компании

Бизнес-консультант Алексей Асеев советует рассматривать собеседование
как обычные переговоры. Нужно подготовиться ним и выяснить потребности
и слабые стороны своего партнера. Тогда вы будете знать, какой
«формат» ответов наиболее желателен. Если компании нужен аналитик, то
ответ на сложный вопрос будет строиться по модели «я сам об этом
думал, существуют аргументы в пользу такого решения и в пользу такого,
и так далее». Если же компании требуются продавцы, тогда модель ответа
следующая: «вероятно, я поступил неправильно, но добился результата».
Невозможно использовать один и тот же шаблон, поскольку все люди
разные.

Разумеется, соискатель не всегда может заранее узнать все подробности
положения, в которой находится компания. Однако много информации можно
получить непосредственно в ходе собеседования. Хотя по статусу вы,
скорее, «ответчик», вы тоже можете задавать вопросы. Алексей Асеев,
сам оказываясь в подобной ситуации, старается спрашивать о вещах,
которые представляют интерес для интервьюера. Тогда у последнего
появляется соблазн рассказывать о себе. Направляя вопросы в нужную
сторону, соискатель может узнать интересующую его информацию.
Фактически собеседники решают схожие задачи – выясняют, насколько они
(в одном случае – это личность, в другом – компания) подходят друг
другу.

Рассказывайте истории

Важная часть успешного ответа – подкрепление общего рассуждения
какой-либо конкретной историей, которую, разумеется, необходимо
подготовить заранее. Распространенная ошибка многих кандидатов –
говорить о своих качествах, не давая конкретных примеров. По словам
Александра Соломатина, ничто так не раздражает его во время
собеседования, как общие рассуждения соискателей о своей
коммуникабельности, аналитическом уме и лидерских способностях.

Совет, который дают все тренеры и менеджеры по персоналу, – избегать
штампов При этом излишняя болтливость и анекдотичность также может
быть опасна. Нужно чувствовать направление мысли собеседника и
адекватно на него реагировать, ведь ваша заготовка, рассказанная не к
месту, покажется просто вымученной и произведет отрицательное
впечатление на работодателя. По словам Алексея Асеева, приводя
какие-то неформальные примеры из жизни, важно знать, что вы находитесь
интервьюером на одном культурном уровне. Иначе ваш рассказ будет
просто не понят, и в разговоре повиснет неловкая и просто убийственная
для вас пауза.

И последний совет, который дают все тренеры и менеджеры по персоналу,
– избегать штампов. Если кандидат дает социально-приемлемый ответ,
значит, он в этом месте слаб. Реплика должна быть нестандартной. Так,
ответ на вопрос о собственных неудачах все настолько часто строят по
модели «я совершил ошибку, но зато я многому научился», что, возможно,
есть смысл придумать что-то пооригинальнее или просто ограничиться
изложением фактической стороны дела с правдивыми объяснениями («у меня
было мало опыта» и так далее).

А вот в конце собеседования вполне позволительно узнать о рекрутера о
своих сильных и слабых сторонах с точки зрения соответствия данной
вакансии. Мария Мартынова, директор по персоналу компании ОСАО «РЕСО
Гарантия» считает, что это довольно сильный ход, поскольку на
замечания о ваших недостатках вы сможете предоставить дополнительную
информацию и улучшить общее впечатление, так что последнее слово, в
какой-то степени, останется за вами.

Материалы группы компаний HeadHunter (hh.ru)
http://planetahr.ru/publication/858/14

 

Полезные ссылки

 

 

 

 

  

 

 
 
 



 

 

@ Юридический институт правового администрирования